Отправить заявку/расчет
+7 (495) 518-45-72
+7 (495) 518-45-79
Отправить заявку/расчет
+7 (495) 518-45-72
+7 (495) 518-45-79
 

Ваш личный менеджер
Дмитрий Котов
+7 (925) 666-00-25
Нам доверяют






График курсов ММВБ
Курс валют предоставлен сайтом kurs.com.ru



Курсы валют ЦБ РФ
В режиме онлайн18.10.2016
USDКурс Доллара00.00000.000
EURКурс Евро00.00000.000
GBPКурс Фунта00.00000.000
UAHКурс гривны00.00000.000
CNYКурс Китайского юаня00.00000.000
TRYKурс Турецкой лиры00.00000.000
Главная » Кризис МДП в России: не все хорошо, но не все плохо?

Кризис МДП в России: не все хорошо, но не все плохо?


Итак, стартовал эксперимент ФТС по совершенствованию порядка применения таможенной процедуры таможенного транзита. О том, к чему это может привести и какие существуют прогнозы развития всем известной ситуации с кризисом МДП рассуждает известный эксперт Татьяна Константиновна Круглова - заместитель председателя совета ТПП РФ по таможенной политике

- В чем суть этого эксперимента?

- Если говорить кратко, то в целом речь идет о возможности для российских перевозчиков, допущенных к участию в эксперименте, перевозить товары без применения обеспечения таможенных платежей при транзите. Сама идея безусловно выглядит привлекательной, особенно сейчас, когда ситуация с международными перевозками находится в периоде глобальных перемен и в целом довольно не простая. Планируется «протестировать» в течение трех месяцев систему осуществления таможенного транзита без обеспечения в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском, Северо-Кавказском, Южном, Центральном и Северо-Западном таможенных управлениях. Такая возможность появилась с 1 ноября и касается перевозчиков, которые по определенным критериям будут отнесены к надежным компаниям, имеющим устойчивое положение на рынке транспортных услуг. К тому же, как известно, с 1 декабря могут и вовсе прекратиться договорные отношения ФТС и АСМАП, что также подогревает интерес к этому эксперименту. 

-Не за горами 1 декабря; с этого дня юридически заканчиваются взаимоотношения АСМАП с ФТС. Стоит ли нам ожидать коллапса на границе?

-То, что временные трудности будут, это однозначно. Так уже, например, было недавно на границе с Украиной, когда ФТС изменила там правила пропуска автомобилей, следующих транзитом. Но это совершенно естественный процесс, от него никуда не денешься, так всегда бывает при смене правил игры. 

- В связи с введением в России собственной системы обеспечения уплаты таможенных платежей возможны ли какие-то ответные действия в иностранных государствах по отношению к российским перевозчикам? 

- Не исключено, что они последуют. Но просчитать, какие конкретно, можно только гипотетически. В начале сентября в Европе уже прозвучало, что у наших отечественных перевозчиков могут возникнуть проблемы при экспортных перевозках. Очевидно, что возможны зеркальные меры с их стороны; логично, что цены на экспортные перевозки могут возрасти. 

- АСМАП высказала готовность к компромиссу; в предлагаемом новом гарантийном соглашении, отправленном в ФТС, перевозчики идут на ряд уступок. В частности, повышается гарантийный лимит с нынешних 60 тысяч евро, до 160 тысяч, помимо этого ФТС предоставляется возможность при предъявлении минимального количества документов, свидетельствующих о недоставке груза, списать средства с депозитного счета. Однако ФТС по словам АСМАПовцев не торопится давать ответ. Пока нет конкретной информации о ходе рассмотрения этого проекта. Как, по Вашему мнению, может развернуться эта ситуация? 

- Полагаю, возможность договориться всегда есть. Я тут стараюсь быть объективной, за 21 год работы в таможенной сфере мы видели много различных нестандартных ситуаций, трактуемых каждой стороной по-своему, причем зачастую все оказывалось совсем не так просто. В целом, как показывает практика, потрясения подобного рода случаются периодически и по многим направлениям, не только по линии таможни, поэтому не стоит вдаваться в панику и надо трезво взвешивать все подаваемые нам сведения. Во-первых, нужно учесть, что проект нового соглашения был подан в ФТС недавно. До этого четыре месяца стороны находились в состоянии конфронтации, а теперь вот возник компромиссный документ. К тому же и вопрос долга тоже неоднозначен; нет возможности у таможни юридически востребовать деньги с АСМАП, а Минфин с ФТС этот долг не списывает. Четыре месяца была агрессивная политика с двух сторон; фактически это предложенное АСМАП новое соглашение – первый шаг к компромиссу. Но, во-первых, его надо осмыслить, во-вторых, надо провести по всем управлениям и т.д. Наконец, бюджетные деньги - вопрос ведь не только ФТС. В один день этого всего точно не решить. Если комментировать эту ситуацию, можно сказать, что она явилась результатом действий обеих сторон, не совсем понятно, почему такое долгое время задолженность копилась, и только теперь этот вопрос получает такое активное развитие. Кроме того, учитывая длительность процесса, у АСМАП было достаточно времени для каких-либо встречных действий с целью урегулирования проблемы, не доводя ситуацию до критической точки. 

Как вы можете прокомментировать вердикт Высшего Арбитражного Суда о неправомочности письма от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП»?

- Это непростой вопрос. Действительно, это было первое нашумевшее письмо ФТС, с которого фактически началась история проблемы с книжками МДП, и суд указанное письмо своим решением признал недействительным. Однако, как мы можем наблюдать, ситуация после этого не переломилась и продолжает развиваться по-прежнему в сторону отмены привычной системы книжек МДП; эксперимент, о котором мы говорили, это только подтверждает. 


- Глава ФТС Андрей Бельянинов, рассказывая о новой системе, сообщил, что порядка 1500 российских перевозчиков могут получить возможность вообще не заключать гарантийные договоры. С 1 ноября 2013 года таможенные органы Российской Федерации приступили к проведению эксперимента. Не грозит ли это увеличением контрабанды и не поставит ли других перевозчиков, которые будут лишенных такой привилегии, в заведомо невыгодные условия?

- Не думаю, что количество нарушений и злоупотреблений законом увеличится. Да и речь здесь идет несколько о другом. Но вот само решение может быть расценено зарубежными странами как дискриминация своих перевозчиков, что не очень сочетается с международными обязательствами России. Могут быть жалобы, в том числе в ЕЭК и в ВТО. Реакцию международных сообществ предугадать сложно, прошло еще мало времени, но наверняка санкции последуют. 

- А не ущемит ли подобный эксперимент права тех отечественных перевозчиков, которые не подпадают под критерии ФТС? Кто-то будет возить без гарантийных договоров, а кто-то будет оформлять обеспечение каждый раз на каждую машину и нести дополнительные расходы?

-Об ущемлении прав я бы здесь не говорила. Все зависит от того, какими будут окончательные требования. А те требования, которые предъявляются на данный момент, вполне логичны и не столь высоки, как можно было бы предположить. Главное, компания должна быть надежной, устойчивой в своем положении на рынке транспортных услуг; вот, например, некоторые из требований: не менее 50 международных перевозок в год, собственный парк транспорта (не менее пяти машин), опыт работы не менее года, отсутствие задолженности и нарушения таможенных правил. Все логично и понятно. Какие могут быть претензии? Наконец, это ведь пока только эксперимент, и не факт что такая система будет работать. Пока что будет просто, как говорится, обкатан алгоритм. 

-Ни решение Высшего Арбитражного Суда, ни отрицательная реакция бизес-сообщества, ни призывы правительств стран, входящих в Конвенцию МДП, результатов, на которые надеялся АСМАП, не принесли. Организация даже подготовила открытое письмо Путину. Что же, АСМАП как гарант может прекратить свое существование на нашей территории?

-Нужно искать компромиссы. У ФТС и АСМАП цели ведь противоположные. ФТС хочет получить от АСМАП числящийся за этой организацией старый долг или чтобы его как минимум списали. АСМАП же, естественно, придерживается позиции, отражающей его интересы и цели, расходящиеся с позицией ФТС. Ситуация затянулась, АСМАП долго раскачивался с компромиссным документом о новом гарантийном соглашении. Компромисс, наверное, возможен, но вот в какой форме? Что же касается АСМАП, то в России эта организация не запрещена, как и книжки МДП. Перевозчик может их приобретать, но при этом обязан дополнительно обеспечить уплату таможенных платежей. В целом же надо понимать, что позиция АСМАП пошатнулась, и для того, чтобы ситуация изменилась, очевидно нужно будет выходить с реальными предложениями и прилагать немалые усилия чтобы побороться за свои интересы. 

- Странной все же выглядит ситуация с отменой книжек МДП и одновременным появлением до недавнего времени мало кому известных ООО «Страховая компания «Арсеналъ», ООО «Адал», ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисные платежные системы» в качестве юридических лиц, которые могут выступать поручителями при транзите…

- Действительно, предыстория этого не освещена публично, но факт остается фактом: речь об альтернативе книжкам МДП. Нашлось интересное решение в этом направлении. 
Если говорить об общих чертах предлагаемого алгоритма, то речь идет о двух договорах, в том числе договоре страхования; во главу угла ставится солидарная ответственность компании-поручителя и участника ВЭД. Большая ответственность при этом ложится именно на перевозчика: запрет на отклонение от маршрута, ответственность в случае недоставки груза, обязанность обеспечить моментальное информирование о любых непредвиденных ситуациях в дороге... Предложено оригинальное решение, но и, повторюсь, ответственность возникает очень большая. Я бы так сказала: система эта имеет право быть, но привыкнуть к ней будет нелегко, хотя она уже и начинает работать. 

- Стоимость такой услуги, наверняка будет дороже стоимости книжки МДП…

- Многие так думали, но, выходит, нет, не всегда будет дороже. Наоборот, если сумма таможенных платежей не превышает трех миллионов рублей (не путать со стоимостью груза, которая, конечно, может быть выше), то получается даже дешевле МДП. Надо сказать, система эта уже работала ранее и вполне неплохо, когда не хватало обеспечения по книжке МДП. Но это были скорее единичные случаи, сейчас же речь идет о потоке постоянном и плотном; возникает вопрос: готовы ли четыре компании-гаранта взять на себя такую нагрузку, справятся ли они с этой задачей не в ущерб нормальной организации грузопотоков? Мнения тут есть разные, но, как водится, все покажет только практика. 

Как бы там ни было, для перевозчиков это означает тяжелый переход, и нужно это понимать, система непростая, возникает огромная ответственность…

Я совсем не утверждаю, что все будет хорошо, я могу только сказать, что не все так плохо, как большинство предполагало. 

- Вы уверены, что в реалиях нашей страны меньше, чем за полгода, можно будет создать новую работоспособную гарантийную систему?

- Процесс этот будет болезненным. Наверное, стоило бы проводить перестройку более осторожно и плавно. Но тут, к сожалению, кроме прочего, сказалось влияние и нашего менталитета. Мы все и всегда почему-то делаем с фанатизмом. Я вот вспоминаю 2009 год; банковский кризис в разгаре, и вдруг изменяются правила предоставления обеспечений для брокеров, ФТС более не сотрудничает с НАТБ, которая была своего рода гарантом, а в итоге каждому брокеру нужно срочно предоставить обеспечение: миллион евро! Гарантии, говорят, банковские получайте! А банки в шоке пребывают, им не до этого! Неужели нельзя было позже сделать? Говорят, что нельзя: запланировано, значит, надо делать, причем здесь кризис? Ситуация же была такая, что брокеров вообще могло не стать как таковых. Но у нас так часто бывает, так что нечему тут удивляться…


Смотри также:

Типы и размеры еврофур
Особенности таможенного оформления грузов: правила, этапы, документы и сроки процедуры
Коды погранпереходов при выезде из ЕС (используются отправителем груза для оформления экспортной декларации)
О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу
таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском 
Определение кода ТН ВЭД стран СНГ и Таможенного Союза 
Определение бытового наименования товара по коду ТН ВЭД ТС .
Расчет расстояния между городами
Цены на топливо по Европе и миру. (EUR)


Карты погранпереходов
Карта таможенных пограничных переходов (ПТО) Республики Беларусь
Карта автомобильных пунктов пропуска Россия - Финляндия
Карта автомобильных пунктов пропуска Россия - Норвегия
Карта автомобильных пунктов пропуска Россия - Эстония
Карта автомобильных пунктов пропуска Россия - Латвия
Карта автомобильных пунктов пропуска Россия - Литва
Карта автомобильных пунктов пропуска Россия - Польша
Карта загруженности и пробок основных магистралей



Полезные документы:

Для юр. лиц грузоотправителей и грузополучателей

Образец CMR (международной товарно-транспортной накладной) Word-файл (111 Кб)
Конвенция КДПГ (о договоре международной дорожной перевозки грузов) PDF-файл (173 Кб)
Заявка на таможенное оформление груза Word-файл (39 Кб)
Список документов необходимых для перемещения товаров по территории Таможенного Союза PDF-файл (120 Кб)
Список кодов ТН ВЭД российской таможни, rar-архив, (1.5 мб)
Список документов необходимых для отправки груза PDF-файл (163 Кб)

Для физ. лиц

Таможенная декларация для физических лиц (на русском языке) PDF-файл (978 Кб)
Таможенная декларация для физических лиц (на английском языке) PDF-файл (881 Кб)
Образец описи личного имущества для физических лиц (на русском языке с заполнением) PDF-файл (189 Кб)
Образец описи личного имущества для физических лиц (двуязычный с заполнением) PDF-файл (173 Кб)

Для перевозчиков

Австрия. Обновление информации по дорожным сборам и сборам с пользователей автомагистралями, грузовой автотранспорт PDF-файл (265 Кб)
Дания. Обновление информации по максимально допустимым весам и габаритам, грузовой автотранспорт PDF-файл (233 Кб)


Добавить в закладки
 


Читайте также

Кыргызстанские грузоперевозчики за 2016 год перевезли более 1 млн тонн груза

Плановые технические работы в Псковской и Себежской таможнях

Украина и Польша договорились о распределении разрешений на грузоперевозки в 2017 году

В Хмельницкой области Украины ограничили движение грузовиков

С 27 января на белорусско-литовской границе стоят более 230 грузовиков









© 2016, AMG TRANS
таможенное оформление

Введите ваш запрос для начала поиска.